вторник, 9 октября 2012 г.

экстрим-2012 или сбывшиеся надежды о Кату-Ярыке


Экстрим-2012
или всё-же сбывшиеся мечты о Кату-Ярыке…

Сейчас  осенние садовые уборочные работы окончены, урожай в закромах и появилось время для подведения итогов нашей очередной  летней  поездки на скутерах по горным районам нашей страны.

Сразу после приезда в 2011 году с Дальнего Востока  мы решили летом следующего года никуда далеко не ездить, а  отдохнуть в Горном  Алтае на реке Катунь в районе села Манжерок на известной нам давно турбазе   – это где-то 400 км туда и столько- же обратно. Нужно было за зиму провести ремонтные и профилактические работы на скутерах, заменить изношенные детали, а перед новым сезоном сделать обкатку. Так тогда и решили. За зиму приобрел необходимые запчасти, заменил все изношенные  и вышедшие из строя детали .  Но что-то уже к Новому году  в голове стала вертеться мысль – а ведь мы так и не добрались в 2010 году до перевала  Кату-Ярык  в  Горном Алтае,  мы не доехали до него всего-то 30-40 км, а так хотелось! Вот этот перевал мы так стремились покорить! Эти  снимки взяты мной из интернета:  
   
Это и есть знаменитый спуск с перевала Кату-Ярык к реке Чулышман…
А так можно представить трудности спуска:









Трудности поездки на Дальний Восток к новогодним праздникам уже забылись  и  я  в Новый год так невзначай заметил Валентине:” А  может скатаем на Кату-Ярык?”.  На что услышал в ответ:” А что?-Давай “. Видно после поездки на Дальний Восток ей уже было ничего  не страшно! Купили и новую палатку, так как старая износилась  за многие годы путешествий -сломались дуги, не работали молнии .  Приобрели и багажные сумки – решили освободиться от сумок сзади  ,уменьшив нагрузку на задний багажник.  Так и решили – едем на Кату-Ярык - никто не знает, что нас ждет через год, будут ли силы и возможности, а сейчас это всё есть. В принципе, для нас весь путь был почти знаком – ведь фактически мы уже два раза проезжали по нему – первый раз не доехали около 150 км (ездили до “Красных ворот”) и второй раз 22 км из-за раскисшей от продолжительных дождей  грунтовой полевой дороги. Конечно я продолжил работу сторожем и дворником и из-за этого финансовых проблем  с подготовкой к поездке не было . Наметили и сроки поездки – как всегда отъезд в конце июня после окучивания картошки, а длительность поездки  – примерно 15 дней .                               
Так и дождались весны. С наступлением тепла (а оно наступает у нас не рано)   собирался сделать обкатку согласно рекомендациям .  Но так случилось, что сделать всё как полагается не удалось в основном из-за погоды в мае-июне месяце, да и по другим причинам – накатал примерно по 200 км на каждом скутере,  проверил как ведут скутеры  на затяжных и крутых подъёмах, каких только смог найти в окрестностях города (конечно такие подъёмы, как  перевалы Семинский , Чике-Таман , Улаганский  найти не смог.) Основными деталями, которые  были заменены были: ЦПГ и вариаторы. Претензий к технике не было, поэтому решили – ЕДЕМ!!! Главное чтобы опять не подвела погода! А в наших” лошадках” мы  были уверены!!!
Наметили дату выезда – 26 июня, как всегда в 4-00 утра. За пару дней залез в интернет и посмотрел прогноз погоды на две недели и настроение испортилось  – начиная с 28 июня в Усть-Улаганском районе, где и начинается самый злополучный участок дороги, который мы не смогли преодолеть в 2010 году, начинаются продолжительные дожди. А ведь по графику движения мы должны быть  там 29 июня,  и наше путешествие может закончиться также неудачно, как и в 2010 году. Правда, перед самым отъездом,прогноз дождей сдвинули на один день – с 29 июня. Но мы решили все равно ехать – попытка не пытка, если не проедем, то вернёмся на Катунь и будем там отдыхать - с тем и легли спать вечером 25 июня. Вот какой путь нас ждал впереди:
Наш маршрут:


26 июня 2012 года
Встали как обычно рано в 3-30, нужно было выехать из города, пока небольшое движение транспорта. Сфотографировал Валю перед отъездом у дома
Через 45 мин мы были уже за городом у кольца, где расположен пост ГАИ…
Здесь мы обычно осматриваем наши скутеры, крепление багажа, одеваемся потеплее , если холодно ехать. Погода отличная, даже слишком, последние дни стоит жара около +30 градусов.
Поехали дальше, сразу же начались продолжительные  подъёмы, но скутеры  едут хорошо. Следующая наша цель - село Ключи, где мы всегда пьём кофе в придорожном кафе.  В  6-15 мы были там, решили поесть, так как по плану мы будем  есть уже в Алтайском крае в селе Ельцовка. Поели пельменей ,попили кофе и чай, и  - вперед…  Скоро позади остался  и посёлок Кузедеево - здесь развилка двух трасс – одна налево уходит в Горную Шорию, другая ,направо, в Алтайский край ,куда нам и надо. Здесь остановились для того, чтобы набрать в канистру бензина. Дорога отсюда пошла вверх – нам  предстоит преодолеть Салаирский хребет, на вершине которого находится граница Кемеровской области и Алтайского края . Делаем изредка короткие остановки, стоит жара … Проехали границу Кузбасс-Алтай…
И вот здесь началось что-то странное. Валин скутер заглох и перестал заводиться. Посмотрел  свечу и увидел на электродах ядовитооранжевый  нагар, такого я за всё  время поездок ни разу не было.  Поставил новую свечу, двигатель сразу завёлся и мы поехали дальше, но через километров  10 повторилось тоже самое .Обычно нагар на свече появляется из-за неправильной работы карбюратора, поэтому я быстро поставил новый карбюратор, почистил электроды свечи ,запустил двигатель и мы двинулись дальше Мы ещё не знали, что такое у нас будет не один раз. А пока дорога пошла вниз, начался  спуск с хребта и в 13-00 мы были в Ельцовке.
Первый  раз мы обедали здесь в 2004 году, когда впервые рискнули поехать в Горный Алтай. Нужно сказать, что в то время кафе были маленькие, невзрачные  ,но зато в них можно было очень вкусно поесть, и что надо отметить ,очень дёшево .Сейчас все кафе по трассам похорошели, но стало всё очень дорого, а о качестве лучше не говорить. Можно отметить ,что за все дни нашего путешествия нам понравилась еда только один раз - в кафе “Фара” поселка Онгудай Горного Алтая. Поели, отдохнули и двинулись дальше. Стояла  жара, явно за +30 градусов , сразу после села дорога круто пошла  вверх так, что  я  с опасением подумал, взберутся ли скутеры , но потихоньку они выдержали и справились с очередным экзаменом. О  неприятном  происшествии с Валином скутером мы уже забыли.  В 14-00 проехали село Мартыново, а  в  16-15  были в  районном центре Целинное .  Хотя  можно было покороче проехать это село по объездной дороге, но решили ехать прямо  – остановиться в нём, отдохнуть ,набрать воды.
Часов  в 7 вечера мы были на окраине Бийска и перед объездным мостом через  Бию поставили палатку в лесополосе. Подумали, что здесь нас никто не потревожит – мы далеко от города, да и уже вечер. Дождались темноты и улеглись спать. Первый день прошел, можно сказать, по графику - как и  было запланировано.
 27 июня 2012 года
Встали в 4-00. Лучше было проехать до Усть-Семы пораньше, так как днём движение по трассе Бийск-Усть-Сема очень напряженное , и мы всегда пытаемся проехать этот участок в утреннее время. Трасса нас особо не тревожила,  так как подъёмов на этом участке нет.  .Сделали  остановку в селе Сростки – родине Василия Шукшина. Попили кофе. Здесь нас уже узнают продавцы, интересуются, почему нас не было в прошлом году и когда узнают, что мы ездили на Дальний Восток , очень удивляются. Попили кофе и вперёд. Следующая остановка на отдых была запланирована на берегу Катуни, на турбазе Манжерок . Движемся вперёд и скоро справа появляется река – это Катунь!!!
Много не фотографируем -  в этих местах мы уже четвёртый раз и нам здесь всё  знакомо и все снято .  В 9-00 были уже в Манжероке, остановились на отдых на берегу Катуни на знакомом месте.  Около часа отдыхаем и опять вперёд – по плану мы должны были сегодня преодолеть Семинский перевал, а ещё  лучше и перевал Чике-Таман  и там заночевать.  Стоит жара, плавится асфальт. Надо же – все последние пять путешествий нас сопровождает жара за 30 градусов. Небо ясное и не верится , что скоро по прогнозам  пойдут дожди – лишь бы они не помешали исполниться нашей мечте.                                                                                                                                                
Вот мы и в селе Усть-Сема …   Здесь Чуйский тракт переходит на другой берег Катуни.
На этом берегу остаются все турбазы, кемпинги и развлекательные центры, поэтому интенсивность движения автомобилей дальше  гораздо меньше.
Но сейчас многие автотуристы  ищут места, которые  не тронула наша так называемая цивилизация, этих людей  влечёт ещё нетронутая дикая природа, они продолжают искать эти места переехав по красивому  мосту  через Катунь на другую сторону, и продолжая движение по Чуйскому тракту дальше по направлению к Монголии . 10 лет назад мы не встречали т никаких машин, кроме местных ,не считая дальнобойщиков . А сейчас кого уже здесь не встретишь -  в  основном  конечно это машины из Алтайского края, Новосибирской области. Много машин из Кемеровской области. Мы в 2010 году далеко в горах встретили семейную пару даже из Воронежской области .  Переехав на ту сторону, мы двинулись дальше .Дорога стала подниматься в горы. Скутеры  вели себя нормально и мы продолжали двигаться дальше, делая короткие остановки для заправки бензином.  Проехали районный центр Шебалино и  в обед мы были уже  у подножия  Семинского перевала. Здесь, у подножия, мы пообедали уже в знакомом нам  кафе, и чуть далее на горной речке отдохнули. В  этом месте мы ночевали несколько лет назад.  И снова вперед!- на штурм Семинского перевала  .  Дорога сразу пошла на подъём.  Перевал этот затяжной – около 13 км. Скутеры  медленно, но верно ползли вверх.  Позади  было уже более половины пути и тут Валин скутер стал. Всякие попытки заставить его ехать дальше вверх ни к чему не привели. Стали решать, что делать дальше. Сначала решили снять весь багаж со скутера и попытаться Вале подняться налегке. Спрятали  всё  в кустах, завели скутеры    и  поехали дальше. Но, проехав километра полтора, скутер снова остановился - попытка не удалась  Принимаем решение – спускаемся к подножию перевала на место нашей бывшей стоянки, разбиваем лагерь, ставим палатку для ночевки, я вплотную занимаюсь ремонтом, Валя отдыхает  ,а завтра утром попытаемся снова подняться на перевал. Если это не сможем, то отказываемся от планов покорения Кату-Ярыка, возвращаемся на турбазу  Манжерок  и отдыхаем неделю на берегу Катуни, а потом возвращаемся домой. Так и делаем  . Возвращаемся до места, где спрятали багаж, забираем его и скатываемся к подножию перевала на лесную поляну рядом с  горной речкой. Погода как всегда – за +30 градусов  . Быстро ставим палатку, разбираем вещи. Я начинаю заниматься скутером  . Решил поставить новую свечу и поставить новый цилиндр, благо всех запчастей в достатке. Процедура отработана неоднократно и в 18-00 я был готов проверить скутер на подъёме. Оставил  Валентину и вырулил  на трассу, прибавил газ и вверх на перевал. Но, проехав больше половины пути до перевала, скутер опять стал и отказался ехать дальше. Пришлось снова спуститься на “базу”. Дальше я уже  и не знал , что делать .Всё  вроде сменил: цилиндр, свечу, карбюратор, а результат – ноль. На душе было тошно - ни разу за наши путешествия мы не возвращались, не достигнув цели, но что делать и я твёрдо сказал Валентине, что если завтра утром мы не поднимемся на перевал, то возвращаемся обратно. А сам не знал, что делать. Может что-нибудь с новым вариатором? Но на моем скутере ведь всё было  нормально!  Ну  я  решил всё же заменить сразу и передний и задние вариаторы на старые – хорошо, что с собой взял все съёмники.  Всё сделал, но уже  вечерело  и  я решил ещё  раз попытаться  подняться на перевал завтрашним утром. Когда стемнело, легли спать …
28 июня 2012 года
Вечером договорились, что Валя будет спать, пока я провожу испытания. Я встал в пять утра, отвел скутер подальше от палатки, выехал на  трассу, прибавил газу и вперёд – вверх. Скутер уверенно попёр вверх.  Вот и середина пути, три четверти ,и  я увидел  монумент на вершине перевала – несколько сот метров и я был у цели!!! Порадовался  несколько минут и поспешил  вниз. Путь обратно занял немного времени. Валя уже встала. Быстро собрали  вещи, палатку. Решили не рисковать и багажные сумки Валентины спрятали  в кустах – за ними я вернусь на своём скутере. Осмотрели  место, чтобы не забыть ничего, вырулили  на трассу , прибавили  газу и вверх. Позади остались  километры подъёма  и  вот мы на перевале. Сбросил газ, свой груз оставил  Вале , а сам помчался  вниз - забрал багаж и вновь поднялся на перевал. Жара опять,а на перевале некуда от нее было спрятаться .Затем  трасса пойдет вниз с перевала и до следующего  перевала Чике-Таман больших подьёмов не будет. Немного перекусили – попили кофе и вперёд! Далее ехали без остановок,мелькали  по обочинам километровые столбы.  Конечно мучала  мысль о том, как мы преодолеем Улаганский перевал – ведь его высота почти в два раза больше Семинского –более  2000м . Впереди  нас ждало следующее испытание -  перевал Чике-Таман. Он по высоте почти такой, как и Семинский, но гораздо круче – его длина всего 7 км. Дорога отличная, погода тоже, жара, на небе не было ни облачка. Ехали  по графику ,единственное - не знали,  успеем ли доехать до перевала до начала дождей.  Но почему-то, после подъёма на Семинский перевал, я успокоился и в душе у меня появилась уверенность, что нам не придется возвращаться обратно, не достигнув цели .Природа вокруг красивая, чистая  зелень, вокруг горы ,чистый  воздух. Сделали  короткую остановку в Куете для заправки.

Проехали Туэкту, Онгудай и вот мы у подножия перевала Чике-Таман. Остановились  на отдых на берегу горной речки, здесь мы были раньше два раза.


Впереди видна гора и в ней вырубленная часть дороги на перевал. Прячемся в  тени, так как жара явно больше +30 градусов .Немного отдохнули, выехали на трассу и вперед. Перед подьёмом на перевал опять заглох Валин скутер, посмотрел свечу – снова тот же ядовито-оранжевый нагар. Заменил ее, завели и на подъём. Заехали нормально. Далее  начался спуск с перевала, а потом трасса пошла среди гор вдоль горной речки.Проехали село Купчегень, скутеры тянули  нормально, вскоре трасса подошла к  реке Катунь. Проезжаем одни из самых красивых мест на Чуйском тракте – слева крутой обрыв к Катуни, а справа трассу прижимают скалы-  это так называемые  прижимы.  Дорога узкая ,с крутыми поворотами, подъёмами и спусками.  Едем по таким местам с большим удовольствием  - нечасто видишь такие места . Вскоре прижимы кончились  и  мы поехали дальше. В 17-00 въехали  в село Иня- здесь мы переезжаем по  мосту  через Катунь. Отсюда трасса идёт вверх уже вдоль реки Чуя.  До  поселка Акташ ,где мы планировали  заночевать, оставалось 83 км. Мопеды ехали  хорошо, преодолевая высокие, но короткие подъемы и спуски.  Но всё равно снова один раз глох Валин скутер – опять тот же оранжевый нагар на свече. Просто убрал шкуркой этот нагар и мы поехали дальше . Чуйский тракт  тоже очень красив - справа крутой обрыв к Чуе, а слева дорогу поджимают крутые скалы. Но фотосъёмками в этот раз не занимались –  фотографии этих мест сделаны в прошлые поездки, а наша задача ехать и ехать вперед к нашей цели . Около восьми часов вечера, не доезжая 3-х километров до Акташа, увидели справа от дороги хорошее место для ночной стоянки и свернули к нему, поставили палатку, попили чаю и легли спать .На небе появились тучи -  не дай бог пойдет дождь ,а ведь завтра у нас самый сложный участок пути ,мы должны  добраться до перевала Кату-Ярык и спуститься к реке Чулышман .

29 июня 2012года

Вот и настал решающий день. Встали в 4-00, собрались и в 5-00 выехали .  Мы  въехали в Акташ, заправили баки бензином и свернули  с Чуйского тракта на дорогу ,ведущую в Усть-Улаганский район .На выезде из Акташа заглох уже мой скутер – та-же причина –оранжевый нагар на свече.  Убрал нагар и скутер завелся , мы двинулись дальше. Асфальт кончился, дорога сразу полезла в гору, мопеды стали плохо тянуть, видно сказывается высота – так было и в прошлых поездках .Вскоре проезжаем знаменитые “Красные ворота”, но не останавливаемся, мы уже два раза любовались ими и снимали на фото и видео. Дорога плохая ,каменистая ,но едем и едем. Вот  подъёмы кончились и начался спуск.  Впереди показались горные озера, дорога идет по берегам  – плохой асфальт сменяется каменистой грунтовкой ,но не останавливаемся – как можно быстрее вперёд и вперёд. На небе появились тучи, правда не видно, что они дождливые, но мы помним о прогнозе погоды .Вскоре горные озера, в том числе и Озеро горных духов(или Мёртвое озеро),остались позади, осталась позади и турбаза, на которой мы ночевали в 2010 году .Дорога начала подниматься на Улаганский перевал. Валя едет впереди, её скутер тянет лучше, а я еду сзади – не успеваю за ней.  Перед вершиной перевала мой скутер стал глохнуть, но потом снова завелся и мы оказались на вершине перевала. Отсюда видны снежные вершины далёких гор, но нам некогда любоваться – скорее вниз! На спуске довольно плохая дорога, отсыпанная крупной щебенкой. Едем и едем вниз и  вскоре оказались в долине реки Башкаус ,на которой стоит районный центр  Усть –Улаган. Это довольно большое село с центральной улицей ,на которой расположены довольно красивые дома, обшитые  сайдингом.  Мы  проезжаем через село и на окраине остановливаемся , чтобы купить продукты. Но то-ли мы забыли, где находится магазин, в котором мы покупали продукты в 2010 году,  то-ли он закрылся, но его мы не нашли и решили ехать дальше и купить необходимое в селе Балыктуюль ,откуда грунтовая полевая дорога уходит на перевал Кату-Ярык.  До  Балыктуюля всего  17 км по отсыпанной щебёнкой дороге  Несмотря на небольшие облака, жара становится все сильнее…
Едем дальше и вот мы  на окраине села Балыктуюль  у уже знакомой нам беседки,рядом с  которой мы отдыхали в 2010 перед броском к перевалу Кату-Ярык


Было около 8 часов утра.  Нам  здесь надо было закупить продукты на несколько дней. Недалеко отсюда увидели новый магазин - в 2010 году его не было.  Но он открывался в 9 часов утра ,пришлось ждать .Село небольшое, но  на горе видна вышка – отлично работает Мегафон .Отдыхаем до 9 часов около беседки, конечно волнуемся –повезет –ли нам в этот раз. Скоро открылся магазин, довольно современный и с хорошим выбором товаров .Купили кое-что из продуктов, завели скутера и свернули на дорогу, которая сразу пошла круто в гору . Пока путь нам известен –разница в том ,что дорога сухая. Проезжаем несколько километров отсыпанной щебенкой дороги, крутых подъёмов больше нет. И вот мы узнаем место, где в 2010 году мы вынуждены были повернуть  обратно из-за раскисшей из-за дождей дороги .Рядом – километровый столб с цифрой 8, т.е. мы тогда проехали от села не 5 км, как мы считали, а 8. Поехали  дальше и если дорога будет такая же, то мы уже скоро достигнем  цели. Но жара усиливается, а мы  не взяли с собой воды…
Валя едет впереди, я – сзади.  Проезжаем немного и впереди – вдруг нежданные  горы.  Пошли  довольно крутые подъёмы и спуски, хорошо хоть не затяжные. И  здесь начал  плохо тянуть мой скутер  - я после Семинского перевала переложил часть груза от Вали к себе .Приходилось  перед крутым подъёмом сильно разгоняться, но скутер перед вершиной начинал  сдавать и мне приходилось  помогать ногами:  со стороны наверно было бы интересно смотреть на меня. Спуски и подъёмы были так круты, что один раз Валентина остановилась перед таким спуском и, когда я подъехал, то самому стало не по себе – как бы не перевернуться через голову .Но надо ехать и, нажимая на оба тормоза, медленно спустились вниз. Места вокруг очень красивые - до горизонта горы и нетронутая тайга…



Начала  мучать  и жара,  потом мы узнали, что было +36 градусов в этот день. Особенно мы и не снимали  на видеокамеру – все силы на езду, но в одном месте не могли не остановиться – внизу появилось красивое горное  озеро, поэтому решили  отдохнуть и поснимать на фото и видео.




Потом мы узнали от местного шофера, что к нему есть таёжная дорога ,но там могут проехать только вездеходы.
Где-то там далеко долина реки Чулышман.



Отдохнув, двинулись  дальше . Двигатели стали перегреваться и плохо тянуть. Уже и не знали, доедем ли, но ехали  и ехали вперёд. Дорога петляла, уходила то вверх, то вниз, и чувствовалось ,что уходла  всё  выше и выше. Сильно хотелось  пить ,надеялись на какой-нибудь ручей или речку, но с самого Балыктуюля их не было.  Пришлось  остановиться и посидеть немного в тени, скутеры тоже загнали в тень.
Отдохнув, снова вперёд – для нас пути назад нет.  Казалось, что этой дороге не будет  конца .Вот дорога пошла на спуск и внизу, среди деревьев, мы увидели долгожданный  ручей. Рядом увидели стоящую иномарку, костёр, трёх женщин и двух мужчин .Набрали воды и разговорились  с ними. Оказалось, что они поднялись на перевал Кату-Ярык  с Чулышмана и  на подъёме  у них начались неполадки с электропитанием,   дотянув до ручья стали основательно и сидят здесь уже давно. Связи здесь нет, машины не берутся тянуть, а некоторые не останавливаются.  Просили проезжающих позвонить родственникам ,но пока результата нет. Мы спросили, как далеко отсюда до перевала, - на что услышали в ответ:” Впереди будет два подъёма,а там уже спуск к началу перевала”. Валя пообещала им, что постарается рассказать их историю на турбазе - может кто-нибудь поможет . Пожелали им удачи, а они -  нам и мы двинулись дальше ,окрылённые известием, что осталось немного. Но оказалось что  для машины это недалеко, а для нас это….. В общем опять вверх, вниз, дорога каменистая, жара ,двигатели  горячие, скутера в гору плохо тянули.  Лишь бы они не встали, мы даже не знали, что будем делать, если придется здесь ремонтироваться, а может даже просить помощь в эвакуации . Оба умотались .Остановились отдохнуть. На востоке, куда мы стремимся, небо заволокло тучами - не хватало, чтобы пошел дождь.                              Но отступать мы не желаем .Валентине, как и мне было тяжело, но она не подаёт вида, а жара не спадает-  ни ветерка.Далеко впереди увидел большие голые горы и подумал что, они скорее рядом с долиной Чулышмана
Двинулись дальше ,мы перестали считать подъёмы и спуски . И вот вскоре дорога устремилась вниз и через несколько минут мы поняли, что оказались на площадке, откуда начинается спуск с перевала Кату-Ярык!!!
На  площадке  находились несколько машин, небольшая беседка и ни одного дерева, чтобы спрятаться от палящего солнца.  Поэтому завели  скутеры  в беседку и сами остались  в ней – нужно решать, что будем делать дальше. Подошли к обрыву и посмотрели, как далеко внизу течёт Чулышман.
Посмотрев на дорогу, пришли  к выводу, что возможно мы не сможем подняться обратно, и не знаем ,сможем ли спуститься .По интернету я узнал ,что на турбазе есть машина ГАЗ66, которая за плату предоставляет  услугу по подъёму наверх автомобилей ,у которых не хватает мощности для подъёма или у которых поломки . Но от водителей рядом стоящих машин я узнал, что ГАЗ66 на турбазе сломан и помощи нам ждать неоткуда.  Водитель и пассажиры одной из машин не рискнули спуститься  и пошли вниз пешком, несмотря на адскую жару .
Устраиваем совет - пришли к выводу,  что у нас в данный момент есть три варианта:
-  переночевать здесь на вершине перевала и поехать завтра обратно;                                                                                                                         
-  спуститься вниз, пожить на берегу Чулышмана, и поехать домой;                                                                                                                
-   спуститься вниз, попытаться найти машину,  которая бы  подняла  на перевал наши скутеры , а лучше бы и доставила нас до Акташа, чтобы не рисковать скутерами по плохой дороге.
Но сейчас пока было  много еще не ясно и поэтому решили,  что я спущусь  по дороге вниз с перевала пешком, посмотрю ,сможем ли мы спуститься и подняться обратно, выясню ,можно ли  внизу договориться с  кем-нибудь о подъёме  нас обратно.
Попрощался с Валентиной, оставил  её  в  беседке и пошёл вниз. Жара ужасная, но вниз было идти нетрудно. По пути оценивал качество  дороги - в принципе спуститься было можно, хотя трудновато будет удерживать наши гружёные скутеры  на довольно крутых серпантинах спуска. Особенно трудно будет на участках, покрытых россыпями крупных и мелких камней. но я подумал, что  можно в крайнем случае пройти тяжелые участки дороги пешком.  По пути  вниз на пути встретил  две машины – одна упорно пыталась  вытащить в гору другую на тросе, что у неё с  трудом получалось. А  река всё ближе и ближе. На пути встретил  ещё  одну машину, которая скатывалась  вниз после попытки подъёма ., Вот передо мной появилась совсем близко река и немногочисленные домики турбазы.Увидел  у одного из дальних строящихся домиков два грузовика и людей рядом, и пошёл  туда. Поздоровался с молодыми строителями и спросил  где водители грузовиков ?Те ответили,  что оба грузовика неисправны - на них нет запчастей . Один из молодых людей поинтересовался,  что у меня за проблема. Я обьяснил,  что мы приехали из Кузбасса ,.стоим со скутерами наверху и боимся спуститься вниз – вдруг не сможем подняться и  пытаюсь выяснить насчёт машины Этот парень представился совладельцем турбазы и сказал,  что у него мощная машина и он сможет поднять нас на перевал и даже довезти до Усть-Улагана Завтра вечером собирается в Усть-Улаган за стройматериалами  Я спросил не сможет ли он нас довезти до Акташа до Чуйского тракта.Он сказал, что нет, так как не успеет засветло вернуться, а ночью спускаться с перевала опасно . Я сказал, что предварительно согласен, чтобы он забрал нас завтра , а мы спустимся и  остановимся  на территории турбазы,  Так и расстались …                                                                                                А я отправился обратно . Жара под сорок. И как я не догадался взять с собой бутылку воды - ведь рядом можно было найти пластиковую бутылку, а вода рядом – в реке или в кране.  Но что сделано, то сделано и я начал подниматься вверх. Сначала было нормально, я не спеша шёл вверх по дороге. Дважды проезжали мимо спускающиеся машины. Но вскоре я понял, что подъём для меня будет даже очень непростым. И хотя я был в кепке, жара стала всё больше допекать. Спрятаться от палящих лучей солнца и жары было некуда - на дороге ни деревца, с одной стороны обрыв - с другой камни .Страшно хотелось пить .Вскоре стала болеть голова, видно что вот вот схвачу солнечный удар. Плёлся  всё медленней и медленней. - Даже мелькнула мысль - когда меня найдут, если я потеряю сознание ?Потерял счёт поворотам и метрам .Пытался спрятать голову за большими камнями на обочине дороги, но это не помогало. Вскоре заметил спускающуюся машину - белый  УАЗик, который  остановился около меня. Молодой водитель- алтаец спросил:” Ну что договорились насчёт  машины? Ваша жена наверху сказала ,что вы ушли вниз. В принципе я завтра смогу вас отвезти прямо до Акташа, если хотите”. Надо было решать - либо ехать только до Усть-Улагана или до Акташа .Зная уже дорогу до Акташа, не очень радовала перспектива где-то стать на этом участке из-за поломки. Хорошо, если  удасться  справиться с поломкой, а если нет, то сидеть в тайге и ждать от кого-то помощи при отсутствии связи  уж очень бы не хотелось . Потому я принял решение – едем с ним завтра до Акташа - там уже проходит Чуйский тракт и отличная трасса . Договорились ,что завтра он заедет за нами на турбазу утром.  С  тем и попрощались, а я поплёлся дальше ,забыв спросить воды .   Я всё  же набрался сил снять на фото моё  лицо во время этого подьёма - на ней я не могу сам себя узнать...
Как я доплёлся наверх я почти не помню,  помню  только, как увидел беседку и Валентину ,которая спешила мне навстречу.  У  неё осталось немного воды и я её почти всю выпил, смочил немного и голову.  Около  часа я приходил в себя. Одновременно обсуждали ,что будем делать дальше. Решили, что сейчас спускаемся вниз на турбазу, стираем вещи, устанавливаем палатку отдыхаем ,ночуем ,а утром едем на УАЗике до Акташа . У обоих силы после пройденного сегодня пути от Акташа до Кату-Ярыка почти на пределе, сейчас придётся спускаться вниз, проверил тормоза .Решили – я еду впереди, Валентина сзади .Задумал поснимать наш спуск на видеокамер.  И  вот мы начали спуск. Ехали  медленно, стараясь не давать скутерам разогнаться. Дорога каменистая ,порой приходилось  объезжать большие камни и каменистые россыпи. После первого поворота понял ,что  мне не до видеосъёмок . Достал фотоаппарат и стал делать снимки впереди себя.





Ехали вниз не так долго и вот внизу показались домики турбазы и река. Несколько минут, и мы на территории турбазы, проезжаем мимо домиков прямо к реке и останавливаемся у берега.   Я начинаю снимать  багаж, а Валя пошла в администрацию заплатить за место для палатки. Я  стал на песке устанавливать палатку, вскоре пришла Валентина и взялась за стирку – весь наш багаж, костюмы и вещи в толстом слое пыли – сегодня был не Чуйский тракт с его асфальтом.
Пока занимались этими работами не заметили, как небо затянуло грозовыми тучами ,поднялся сильнейший ветер ,начало срывать палатку.  Пришлось  быстро переставить палатку за стену строящегося дома ,но даже там её  трясло от ветра. Сбывался прогноз погоды – ведь сегодня 29 июня, обещали начало дождей в этом районе!!! А мы успели!!! И хорошо, что договорились  о машине - если пойдут дожди, то нам до  Балыктуюля  вряд ли самим выбраться. Валя постирала всё необходимое, я помыл скутера, дождя пока не было и на сильном ветру всё быстро высохло. Сварили поесть и после этого  у нас было время отдыха.  Дождевые тучи не рассеялись, но сильного дождя не было, покапало немного. Валя занялась своими делами,а я пошёл  побродить с фотоаппаратом по турбазе.


Подошёл  молодой совладелец турбазы, который пообещал довезти нас завтра до Усть-Улагана .Я сказал, что мы договорились с УАЗиком довезти нас до Акташа. Он ответил, что если УАЗик не приедет, то мы можем рассчитывать на него.  Отдохнувшие, легли спать.  Завтра  мы  уезжаем обратно!!! Мы достигли нашей цели, к которой стремились с 2010 года!!! Мы доехали до перевала Кату-Ярык , спустились  с  него  и мы на берегу Чулышмана!!!
30 июня 2012 года


Утром встали примерно в 7-30 . Стали собирать вещи, собрали палатку. В восемь часов подъехал  УАЗик, загрузили в салон все вещи, скутеры  поставили сзади и двинулись в путью Водитель Костя- алтаебц живет в селе Балыкча – это недалеко от Телецкого озера, если ехать на север от турбазы. Я решил снять для истории весь подъём на перевал: УАЗзик упорно лез вверх довольно долго и вот мы на уже знакомом месте у беседки. Останавливаемся, заезжаем на смотровую площадку, снимаем на фото и видеокамеру.
Попрощались с перевалом и вперёд. Дорога обратно уже нам знакома, удивляемся, как мы смогли доехать сюда, насколько круты подъёмы и спуски. Начал снимать всё  на видеокамеру.   Внизу видим уже знакомое горное озеро. А вот и конец полевой дороги- мы в Балыктуюле.Поехали дальше -  впереди Усть-Улаган …                           

Усть-улаган остаётся позади, дорога идёт вверх на Улаганский перевал – вчера мы ехали здесь в обратную сторону .Разговорились с водителем Костей, он нам понравился. Отслужил в армии на Дальнем Востоке, остался на контрактную, заработал деньги, вернулся домой, купил КАМАЗ , зарабатывал на грузоперевозках ,построил дом, когда стало невыгодно держать КАМАЗ ,продал его и купил УАЗик. На нём и работает сейчас .      А вот мы и на вершине Улаганского перевала.

Спустились с Улаганского перевала, дорога то асфальт ,то гравийная. А вот впереди горные озера. Проехали  мимо турбазы ,где мы ночевали в 2010 году.
Потом начался пожалуй самый красивый участок дороги на пути от Кату-Ярыка до Акташа – здесь дорога идёт вдоль горных озёр, прорывается среди скал и тайги, здесь и знаменитые “Красные ворота”. И всё  это на снимках ниже:
И вот мы спустились с гор в посёлок  Акташ…
Костя свернул с  трассы на знакомую нам с прошлых поездок поляну к горной речке. Выгрузили  все вещи из УАЗика . Вытащили  скутеры, попрощались с Костей и он поехал  обратно. А мы остались  здесь..

Здесь, на берегу горной речки, мы пробыли до пяти часов вечера. Погода пока  хорошая ,но небо затягивало  грозовыми тучами. Но это нас не беспокоило – плохие дороги остались позади, а езда под дождём по Чуйскому тракту нас не пугала . За день я полностью почистил скутеры, помыл фильтры ,карбюраторы .Валя отдыхала, постирала, что нужно. Вечером выехали и сразу погнали вперёд - дорога отличная .Ехали  вдоль реки Чуя, трасса красивая, подъёмы и спуски, скутеры вели себя нормально .Доехали до слияния рек Чуя и Катунь ,проехали в Ине по мосту через Катунь и река Чуя осталась позади. Вскоре проезжаем  по местам, которые нам нравятся – здесь трасса идёт по высокому обрыву вдоль реки Катунь, а с другой стороны её  прижимают скалы. Движение не очень интенсивное, поэтому мы не сбавляли  скорость – мы наметили ночевку перед перевалом Чике –Таман.  Небо затянуло  тучами - вот-вот пойдёт дождь.  Вскоре слева появилась  знакомая горная речка -здесь мы  ночевали в 2010 году .  Мы еле узнали это место –нет уже тех деревьев и кустарников, которые были здесь ранее, то ли их спилили ,то ли их смыло в паводок. Быстро поставили  палатку, пошёл  дождь. Завалились  спать - с утра  запланировали  подъём  на перевал - не знали,  как поведут себя скутера.
1      июля 2012 года
Встали рано - в 4-30 .Небо затянуто тучами ,но дождя нет. Собрались  и вперёд. В  Купчегене заправились бензином.
Вскоре дорога пошла вверх – недалеко был  уже перевал Чике-Таман . И вот начался подъём . Держали  постоянную скорость - 30 км/час. Проехали почти треть подъёма и здесь заглох  Валин скутер – началась старая история- заменил  свечу( опять оранжевый нагар), скутер завелся,  но через метров триста снова заглох…
Остановились …  Решили  снять весь багаж с Валиного скутера.  Сняли  всё  и спрятали  в траве в нескольких десятках метрах от дороги.  Завели  скутеры и  поехали  вверх, Валя ехала  впереди налегке . Так не останавливались  до самой вершины перевала . Здесь я снял  свой багаж и возвратился на своём скутере за оставленным внизу грузом. Через некоторое время я опять был на вершине перевала. Мы немного отдохнули и здесь состоялась неожиданная встреча .К  Вале подбежала женщина, которую мы не сразу узнали. Оказалось - эта  та женщина, которая с девчонками и мужем сидели в тайге рядом с неисправным автомобилем у ручья около перевала.  Оказывается, когда Валя ждала меня на Кату-Ярыке , она всех водителей просила оказать помощь  терпящей бедствие семье  и вот один из водителей на мощном джипе остановился , подцепил их тросом и дотащил  до Усть-Улагана.  Там они связались с родственниками ,переночевали в Усть-Улагане ,затем дождались родственников и те тянули их в Барнаул. Поэтому-то мы их и перегнали по дороге . Женщина долго благодарила Валентину за помощь и мы ,попрощавшись и пожелав друг другу счастливого пути, отправились дальше.  Спустились с перевала, остановились на берегу речки, сварили кофе и чай .Двинулись дальше. Вот впереди и районный центр Онгудай .На въезде обедаем в кафе “Фара”.
Поехали  дальше …В Туэкте остановились  на АЗС –пополнили  запасы бензина.

И опять вперёд и вперёд. Впереди был Семинский перевал - нас ждал  затяжной подъём  И вот у нас начались неприятности На очередном затяжном подъёме начали глохнуть оба скутера  Посмотрел свечи и опять тот нагар! Шкуркой почистил электроды, возвратил свечи, завёл и поехали. Через несколько сот метров на следующем подъёме опять остановка - проделал ту же процедуру и опять вверх. Так потихоньку и двигались, последняя остановка была за 400 метров от вершины перевала. Наконец мы были на вершине перевала! Поели чебуреков, попили кофе и вниз! Скутеры жмут с большой скоростью – спешат домой!!! Проехали Шебалино,Чергу.  Переехали  по мосту через Катунь,  Усть-Сему и начали искать место для стоянки на берегу Катуни, так как надвигалась  гроза. После села Усть-Муны съехали с трассы на берег Катуни. Поставили палатку  в траве, но видно неудачно. Пошёл сильнейший дождь и под палаткой начала копиться вода, пришлось под дождём перетаскивать палатку на более высокое место. Дождь шёл долго - сильный и с градом. Под  дождём легли спать.
1      июля 2012 года


В то утро мы спали до 9 часов утра – спешить уже было некуда, впереди не осталось высоких перевалов ,да и в этот день по нашему плану нас ждал не очень длинный путь. Мы решили переехать  на турбазу Манжерок, там отдохнуть несколько дней.

Собрались, выехали на Чуйский тракт и вперед!!!

Через несколько десятков километров пути мы проехали через село Манжерок к турбазе.  Сначала остановились недалеко от турбазы, но оказалось, что это территория некоего ведомства в погонах и нас уважительно попросили
 покинуть то место. Я поехал на турбазу, заплатил за место для палатки и мы перебрались на новое место на берегу Катуни - устроились капитально. Рядом в домиках жили семьи с детьми из Кузбасса, Барнаула, Омска, которые с  интересом поглядывали в нашу сторону. Поставили палатку, натянули тент над скутерами.
Я съездил в Манжерок ,накупил продуктов  Село было не узнать  -  много новых зданий,  новых современных магазинов.
Поели, помылись в Катуни .Небо к вечеру затянули тучи, пошёл дождь, залезли в палатку и не вылазили оттуда, пока не уснули.
1      июля 2012 года
Утром  встали часов в 8 . До обеда отдыхали. Я обошёл турбазу - здесь я бывал неоднократно – отсюда уходил много раз в конные и водные маршруты по всему Горному Алтаю. Здесь мы всегда делали остановку, отправляясь дальше на скутерах по Горному Алтаю. На турбазе в далёкие уже девяностые и двухтысячные годы не было капитальных домов ,база жила настоящей туристкой жизнью – стояли палатки, сновали туристы со всех городов тогда ещё Советского Союза, готовясь к выходу на маршрут; каждый день встречали тех ,кто возвращался счастливыми из длинных и порой тяжелых походов, по вечерам у костра слышались туристские песни и рассказы о пережитом в походах,  база жила настоящей туристской жизнью, а сейчас это - царство матрасников, что меня огорчает. Не стало знакомых инструкторов - они ушли от такой жизни на другие турбазы. Перед приездом сюда мы планировали отдохнуть здесь  4-5 дней, но уже после обеда мне уже стало что-то скучновато от безделья.  Пожаловался на это Валентине, её уже тоже потянуло в дорогу, и было принято решение назавтра  отправиться в дорогу. А сейчас я пошёл по берегу Катуни в Манжерок – закупить продукты для прощального обеда. Поснимал на фото  красивые места и нашу стоянку на берегу.


Пришёл из села, устроили прощальный обед из деликатесов. Валентина познакомилась с соседями, поела земляники –благо вокруг её было полно. Я потихоньку начал собираться- решили завтра, как всегда, рано выехать .Так в заботах и сборах окончился день,, опять пошёл дождь, но мы в основном всё , что можно, собрали и в хорошем настроении легли спать под шум дождя.  Позади осталось самое трудное и я был уверен, что оставшийся путь не принесет нам неприятностей.
Встали  в  4-30, шёл дождь, все вещи упаковывали внутри палатки . Недалеко от  нас находилась  сцена под навесом, поэтому быстро перетащили  собранные вещи на неё . Подкатили туда и скутеры. Под дождём схватили палатку,  перенесли  под навес и спокойно закончили  сборы. Езда под дождём нас не волновала - у  нас большой опыт таких поездок, главное не гнать сильно и быть внимательными на поворотах. Защитные костюмы позволяют нам быть сухими. В 5-00 выехали на трассу и вперед.  Шёл дождь, но не очень сильный . Позади осталась Майма, сделали небольшую остановку в Сростках, попили кофе.  В 9-00 подъехали к Бийску, свернули вправо на объездную дорогу, переехали  по длинному мосту через реку Бия и сделали  остановку.
Отдохнули чуть более часа… Валентина даже вздремнула на тенте.  Поехали  дальше. Дожди остались в Горном Алтае, а здесь было солнечно и опять жарко. Проехали сёла Марушка, Целинное, перед селом Мартыново свернули в лесок под тень деревьев - спешить нам было особо  некуда -  цель нашей поездки достигнута!     
Отдохнув ,помчались  дальше без остановок. Вот и Ельцовка… Пополнили  запасы бензина и опять вперёд. Проблем со скутерами не было - видно почувствовали   близость дома. Дорога пошла на подьём – впереди был Салаирский кряж .Проехали километров пять плохой  неасфальтированной  дороги -  уже много лет Алтайский край не может сделать здесь нормальную трассу ,  запланировали  стать на ночёвку либо на озере за селом Пуштулим, либо дальше на реке Сары-Чумыш.
Продолжали гнать  вперёд, проехали мимо озера, но вроде ещё рано было останавливаться - вскоре доехали  до реки Сары-Чумыш ,попытались найти место для стоянки,но берега обрывистые ,заросшие кустарниками ,а к воде не подобраться ,поэтому снова выкатились  на трассу и газу!!! Теперь мчались  до Кузедеева - там в 4-х километрах от трассы на берегу горной реки Кондома место нашей традиционной стоянки при поездках в Горный Алтай и Горную Шорию. В 6 часов вечера мы были на любимом месте!

Поставили  палатку ,сготовили  ужин, стали готовиться к ночевке. Здесь нам всё знакомо - до дома отсюда около 100 км, а это значит почти ничего и даже никакая поломка уже не сможет помешать нам добраться домой. К вечеру небо заволокло чёрными страшными тучами .Началась сильнейшая гроза с ураганным ветром  - молнии били через несколько секунд, пришлось держать палатку руками изнутри. Было даже страшновато – ведь мы на берегу реки -  совсем рядом высокие берёзы.
А  молнии били в землю  кажется почти рядом . Так это продолжалось около двух часов, а потом всё стало утихать и мы позволили себе уснуть с мыслью ,что завтра мы уже будем дома!
5 июля 2012 года
Встали в 7-00… Погода улучшилась ,дождя не было, но на небе тучи .Попили кофе, чай .Неспеша собрались в дорогу.

Всё собрали,  навесили весь багаж на скутеры, сделали фото на память и в путь!!!


                                  Выехали  от реки на трассу.
В Кузедеево заехали  на АЗС и вперёд - на Прокопьевск! Дорога отличная, но дул сильный встречный ветер, ехали со скоростью 40-45 км в час. Проблем никаких нет ,вокруг знакомые пейзажи и с каждым километром мы приближались  к  дому.




И вот мы уже у кольца ГАИ, мы свернули  с кемеровской трассы на Прокопьевск


Ровно десять дней назад мы стояли здесь и не знали, что нас ждёт впереди, а сейчас всё уже было позади и мы сделали то, о чём мечтали.
Ещё около часа пути по оживлённым городским дорогам и вот нас встретил  наш двор после очередной нашей дальней поездки.  Всё!!!  Очередной наш экстремальный маршрут успешно  завершён .Мы проехали около   1600 км по дорогам Кузбасса ,Алтайского края ,Горного Алтая и исполнили свою мечту – посмотреть с вершины перевала Кату-Ярык на каньон реки Чулышман.  Наверно  с нами радовались на вершине перевала и наши верные “лошадки” - мой и Валин скутеры "Ямаха" – это они нам подарили радость этого трудного путешествия и наша благодарность им за это!!!

До новых экстримов !!!

      

    P.S.














      

4 комментария:

  1. Молодцы! Спасибо за очередной прекрасный отчёт.

    ОтветитьУдалить
  2. У скутеров водяное охлаждение?
    Какая скорость на подъемах?
    Как они не перегреваются?

    Ездли на китайском мопеде к в Тюнгур-греется и не тянет в горы

    ОтветитьУдалить
  3. Можете ответить на почту kalexe@kalexe.ru Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ПУТЕШЕСТВИЕ!!!!!, ЧИТАЮ ВАШИ ОТЧЕТЫ, И ВОСХИЩАЮСЬ, МОЛОДЦЫ!!!!!

    ОтветитьУдалить